Несмотря на то что от соблюдения графика приёма препаратов зависит эффективность лечения, пациенты — особенно пожилые — зачастую попросту забывают о врачебных предписаниях. Помочь в этой весьма распространённой ситуации должны «умные» флаконы для таблеток, клинические испытания которых начинаются в Соединённых Штатах.
Технология, о которой идёт речь, разработана адъюнкт-профессором Эмилем Йовановым (Emil Jovanov) с кафедры электротехнического и компьютерного проектирования Алабамского университета в Хантсвилле (США). Изготовлением флаконов займётся стартап AdhereTech, лицензировавший технологию.
Вот как это работает. Внутрь пузырька интегрированы аккумуляторная батарея и модуль мобильной связи с поддержкой сотовых сетей третьего и четвёртого (LTE) поколений. Встроенные сенсоры позволяют определить время открытия флакона, а также оставшийся запас таблеток или жидкости. Данные передаются на центральный сервер, где сопоставляются с установленным графиком приёма препаратов и назначенной длительностью курса лечения.
Если система установит, что в нужное время крышка флакона не была открыта (или количество препарата осталось неизменным), пациент получит уведомление на свой мобильный телефон в виде текстового сообщения или электронного письма. Кроме того, пузырёк подаст световой и звуковой сигналы.
Новинка может не только напоминать о пропущенном приёме лекарства, но и заранее сообщать о следующем времени процедуры.
Разработка пригодится лечащим врачам, которые смогут в любое время и из любого места узнать, насколько точно их пациенты выполняют предписания. Это поможет объективнее оценить эффективность лечения при необходимости внести корректировки — скажем, увеличить или уменьшить дозировку, назначить другой препарат и т. п.
Фармацевты, точно зная остаток лекарства во флаконе того или иного пациента и назначенную продолжительность курса лечения, смогут заранее готовить дополнительные порции медикаментов.
Испытаниями «умных» флаконов займётся Медицинский колледж Уэйла Корнеллского университета (США), получивший грант в $100 тыс. от корпорации New York City Economic Development Corp. и мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. Тестирование продлится 12 недель; в нём примут участие 70 пациентов с вирусом иммунодефицита человека, половина которых будет принимать препараты из «умных» пузырьков.
Кроме того, 1 000 флаконов надлежит испытать на пациентах с двумя формами диабета. Если тесты окажутся успешными, новинка появится в продаже в 2015 году.